Vice опубликовал отретушированные фотографии жертв геноцида в Камбодже. На лица некоторых из них автор добавил улыбки Ретушер уверен, что все в порядке. Власти страны протестуют
9 апреля издание Vice опубликовало интервью с ирландским ретушером и фотографом Мэттом Лафри, специализирующемся на колоризации исторических снимков — среди прочего он сделал цифровую реставрацию посмертной маски Генриха VII. В интервью он рассказывал о своем проекте по реставрации и колоризации фотографий из Музея геноцида Туольсленг в столице Камбоджи Пномпене.
Этот музей находится в бывшей тюрьме S-21. Тюрьма была открыта в здании бывшей школы после того, как коммунистическое движение «Красных кхмеров» под руководством Пол Пота пришло к власти в Камбодже в 1975 году. За время правления «красных кхмеров», продлившегося до 1979 года, в стране погибли около двух миллионов человек. В S-21 в этот период побывали 20 тысяч человек, 18 тысяч из них были убиты. Сейчас в музее выставлены черно-белые фотографии некоторых заключенных.
В интервью Лафри рассказал, что начал заниматься этим проектом в прошлом году, а сейчас надеется, что раскрашенные им фото также будут выставляться в Музее геноцида. В качестве иллюстраций материал сопровождали несколько фото после колоризации.
После публикации в соцсетях заметили, что фото до и после обработки Лафри отличаются не только цветом. На некоторых из них у заключенных появились улыбки. Об этом же заявило министерство культуры Камбоджи, добавив, что ирландский ретушер «серьезно задел достоинство жертв». Министерство потребовало от Vice удалить материал — и издание сделало это (однако материал доступен в кэше). Кроме того, Центр изучения и сохранения культурного наследия Юго-Восточной Азии запустил петицию с призывом к Лафри больше не прикасаться к фотографиям жертв геноцида в Камбодже.
Сам Лафри пока публично не комментировал обвинения. А в частных переписках утверждал, что не занимался «фальсификацией истории или чем-то в этом духе». При этом в интервью Vice есть фрагмент, в котором Лафри утверждает, что некоторые из жертв действительно улыбались. И даже дает этому объяснение.
По 100 изображениям, которые я просмотрел, данные показали, что женщины чаще улыбались чем мужчины. Думаю, во многом это связано с нервозностью. К тому же — я делаю обоснованное предположение — кто бы ни делал фотографии и кто бы ни находился в этой комнате, он, возможно, разговаривал с женщинами иначе, чем с мужчинами. Я думал об этом снова и снова, когда работал. Мы улыбаемся, когда нервничаем. Мы улыбаемся, когда нам есть что скрывать. Одна из классических вещей — это попытаться подружиться с похитителем. Так что улыбка была бы естественна. Я уверен, что самому угнетателю очень легко улыбнуться — потому что у него находится вся власть. И когда вы видите улыбку, вы можете попытаться повторить ее, чтобы синхронизироваться с вашим похитителем. Чтобы почувствовать, что у вас есть какой-то контроль [над ситуацией].
Vice не первый раз публикует результаты работ Лафри. В марте 2021-го издание опубликовало очень похожее интервью с ретушером о его другом проекте — колоризации фотографий женщин, который по разным поводам задерживали в Сиднее в 1920-х годах. На лица некоторых из них он, предположительно, также добавил улыбки.