Перейти к материалам
Фотографии жертв геноцида в Музее Туольсленг
истории

Vice опубликовал отретушированные фотографии жертв геноцида в Камбодже. На лица некоторых из них автор добавил улыбки Ретушер уверен, что все в порядке. Власти страны протестуют

Источник: Meduza
Фотографии жертв геноцида в Музее Туольсленг
Фотографии жертв геноцида в Музее Туольсленг
Picture-alliance / Godong / Scanpix / LETA

9 апреля издание Vice опубликовало интервью с ирландским ретушером и фотографом Мэттом Лафри, специализирующемся на колоризации исторических снимков — среди прочего он сделал цифровую реставрацию посмертной маски Генриха VII. В интервью он рассказывал о своем проекте по реставрации и колоризации фотографий из Музея геноцида Туольсленг в столице Камбоджи Пномпене.

Этот музей находится в бывшей тюрьме S-21. Тюрьма была открыта в здании бывшей школы после того, как коммунистическое движение «Красных кхмеров» под руководством Пол Пота пришло к власти в Камбодже в 1975 году. За время правления «красных кхмеров», продлившегося до 1979 года, в стране погибли около двух миллионов человек. В S-21 в этот период побывали 20 тысяч человек, 18 тысяч из них были убиты. Сейчас в музее выставлены черно-белые фотографии некоторых заключенных.

В интервью Лафри рассказал, что начал заниматься этим проектом в прошлом году, а сейчас надеется, что раскрашенные им фото также будут выставляться в Музее геноцида. В качестве иллюстраций материал сопровождали несколько фото после колоризации.

После публикации в соцсетях заметили, что фото до и после обработки Лафри отличаются не только цветом. На некоторых из них у заключенных появились улыбки. Об этом же заявило министерство культуры Камбоджи, добавив, что ирландский ретушер «серьезно задел достоинство жертв». Министерство потребовало от Vice удалить материал — и издание сделало это (однако материал доступен в кэше). Кроме того, Центр изучения и сохранения культурного наследия Юго-Восточной Азии запустил петицию с призывом к Лафри больше не прикасаться к фотографиям жертв геноцида в Камбодже.

Сам Лафри пока публично не комментировал обвинения. А в частных переписках утверждал, что не занимался «фальсификацией истории или чем-то в этом духе». При этом в интервью Vice есть фрагмент, в котором Лафри утверждает, что некоторые из жертв действительно улыбались. И даже дает этому объяснение.

По 100 изображениям, которые я просмотрел, данные показали, что женщины чаще улыбались чем мужчины. Думаю, во многом это связано с нервозностью. К тому же — я делаю обоснованное предположение — кто бы ни делал фотографии и кто бы ни находился в этой комнате, он, возможно, разговаривал с женщинами иначе, чем с мужчинами. Я думал об этом снова и снова, когда работал. Мы улыбаемся, когда нервничаем. Мы улыбаемся, когда нам есть что скрывать. Одна из классических вещей — это попытаться подружиться с похитителем. Так что улыбка была бы естественна. Я уверен, что самому угнетателю очень легко улыбнуться — потому что у него находится вся власть. И когда вы видите улыбку, вы можете попытаться повторить ее, чтобы синхронизироваться с вашим похитителем. Чтобы почувствовать, что у вас есть какой-то контроль [над ситуацией].

Vice не первый раз публикует результаты работ Лафри. В марте 2021-го издание опубликовало очень похожее интервью с ретушером о его другом проекте — колоризации фотографий женщин, который по разным поводам задерживали в Сиднее в 1920-х годах. На лица некоторых из них он, предположительно, также добавил улыбки.

Читайте также

Ощущение неуместности всего нормального Белорусские фотографы пытаются осмыслить новую реальность после массовых протестов. Вот что они сейчас снимают

Читайте также

Ощущение неуместности всего нормального Белорусские фотографы пытаются осмыслить новую реальность после массовых протестов. Вот что они сейчас снимают

Павел Мерзликин