статья В камерной обстановке

11.10.2020

99869
Фото: "Пул первого"

В субботу Александр Лукашенко провел четырехчасовые переговоры с политзаключенными в СИЗО КГБ. В тюремном "круглом столе" участвовали бывший кандидат в президенты Эдуард Бабарико, его сын Виктор, члены Координационного совета Лилия Власова и Максим Знак, бизнесмены Дмитрий Рабцевич и Юрий Воскресенский, политтехнолог Виталий Шкляров. На опубликованных кадрах не видно Сергея Тихановского. На встрече точно не было Марии Колесниковой.

Содержание беседы не раскрывается. Обнародованы лишь слова Лукашенко о том, что "Конституцию на улице не напишешь".

В тот же день Светлане Тихановской впервые за 4 месяца дали поговорить с мужем по телефону - тот попросил ее "быть жестче".

В чем смысл неожиданного и отчаянного маневра Лукашенко? Подсказан ли он московскими консультантами? Сработает ли шантаж? Можно ли сбить и деозориентировать протест, запустив в тюремных стенах карикатурный "процесс конституционной реформы"?

Борис Пастернак, белорусский журналист и издатель

Зачем Лукашенко встречался с лидерами оппозиции? Что это за круглый стол в тюрьме? Я считаю, только для того, что объявить городу и миру: услышим всех! Только успокойте улицу - "Конституцию на улице не напишешь". Уверен, что это ключевая фраза из всех четырех с половиной часов разговора. И возглавить эту реформу должен только он - действующий (пусть и уходящий) президент, услышавший голос народа. И протянувший оппозиции руку.

Вот этого допустить никак нельзя. Лукашенко проиграл выборы и дал команду фальсифицировать их результат. Он лишен доверия избирателей. Он не может заниматься реформой конституции - это дело нового президента, избранного народом. Позволить Лукашенко возглавить этот процесс, обменять освобождение политзаключенных - а оно непременно последует в ближайшее время - на признание его права "реформировать себя" - значит свести на нет всенародные усилия последних месяцев.

У меня нет никаких сомнений в том, что все заверения "не предавать огласке договоренности" или "сдержать слово" властью исполняться не будут. Что уже сделано предложение Светлане Тихановской освободить ее мужа при условии, что она... Вот условия я не знаю, но оно какое-нибудь простенькое - типа согласиться на отказ от президентской должности во имя всеобщего примирения. А Виктору Бабарико уже небось пообещали вернуть банк и выплатить отступные, лишь бы не баллотировался вновь...

Я тоже считаю, что переговоры должны начаться как можно скорее - но только о том, как без потрясений, без разрушения государства и утраты суверенитета передать власть законно избранному президенту.

...Я просто готов завтра вместе со ста тысячами сограждан в девятый раз пройти по минским улицам, поддерживая все те же требования: свободу политзаключенным, суд над организаторами репрессий, отмена фальсифицированных выборов и новые свободные выборы. И почему-то я уверен, что все решится именно на минских улицах и на улицах других белорусских городов, а не в московских кабинетах и не в тюремных кулуарах - смешное словосочетание, правда?

Андрей Елисеев, директор по исследованиям Директор по исследованиям EAST

Встреча белорусского правителя с упеченными им же политзаключенными - это не проявление великодушия. Это знак того, что дела на российском фронте совсем плохи. Это отчаянная попытка разведать возможность обмена политзаключенных на "переворачивание страницы" Западом.

Суть игры в том, чтобы политзаключенные легитимизировали процесс "конституционных преобразований" в качестве усилий Лукашенко по разрешению политического кризиса. И чтобы, полагаясь на освобождение ряда заключенных и нужные заявления с их стороны, Запад закрыл глаза на величайшие фальсификации и беззаконие, признал Лукашенко "гарантом суверенитета" и не гнушался оказать Беларуси макрофинансовую помощь во имя предотвращения "углубленной интеграции" с Россией на условиях последней.
Андрей Жвалевский, белорусский писатель

Александр Лукашенко отправился в СИЗО КГБ, где сидят отец и сын Бабарико, а также другие политзаключенные, и четыре часа о чем-то с ними разговаривал. По официальной версии - о новой Конституции. С "уголовниками", "швалью" и "жирными котами", которые, как Саша утверждал раньше, "плачут и дают показания".

1. Лукашенке верить нельзя ни на миллиграмм. Неважно, что и как он говорит. Пусть хоть кровью расписывается - обманет при первой же возможности. Подробности можете узнать у Путина. Или погуглите "импичмент лукашенко 1996".

2. Если бы все шло по Сашиному плану, никакой встречи и близко бы не было. Все идет не по его плану.

3. Протесты нужно не просто продолжать, а усиливать. Они работают.

О победе, конечно, говорить не приходится. На фоне этого, прости Господи, "диалога" сегодня продолжались задержания. В том числе Координационного совета. Режим не пал, хотя он и вынужден юлить.

Александр Скобов, историк, публицист

Тараканище сходил в гости в тюрьму КГБ и встретился с группой политзаключенных. Состав участников встречи не оставляет сомнений в том, кто на текущий момент завоевал право считаться лидером единого антидиктаторского Народного фронта. Тот, кто на встрече не присутствовал. Не важно, сам отказался или не пустили. И как этот человек допек Таракана! Можно только восхищаться.
Виктор Шендерович, писатель, публицист

Сегодняшний белорусский "круглый стол" в тюрьме, с участием тюремщика и заключенных, - это чистый Мрожек, конечно. Даже удивительно, что великий поляк до этого не додумался, его ж тема...

Дико смешно это - если, конечно, забыть, что напротив макабрического тюремщика-политрука сидят живые люди с переломанными судьбами.

Андрей Стрижак, белорусский правозащитник

Не стоит впадать в эйфорию от того, что сегодня произошло, потому что все наши люди по-прежнему в тюрьмах, потому что по-прежнему арестовывают наших активисток и активистов, потому что по-прежнему в Беларуси власть поддерживает атмосферу страха и насилия. Однако еще два месяца назад народ и его представителей в стране никто не считал субъектами, а сегодня узурпатор лично жмет руку тем, кого вчера называл преступниками.

Слабость или уловка?
Безусловно уловка. Лукашенко отыгрывает сейчас сценарий середины 90-х, который закончился разгоном Верховного Совета. Тогда он тоже долго занимался имитацией переговорного процесса и в конце концов раздавил ВС и вышвырнул оппозиционных депутатов из Дома правительства. Нужно понимать, что все, что происходит, - это попытка вернуть себе контроль над повесткой дня, которая ускользнула из некогда крепких "ручышч". Однако каждая сторона использует каждый инфоповод в своих интересах. И мяч может влететь как в одни, так и во вторые ворота.
Александр Рыклин, публицист

Это совершенно подлая, мерзкая и низкая затея - типа, обсуждать новую Конституцию с заложниками. Но совсем, скажу я вам, не глупая. Это же принципиально новая картинка - Лукашенко 4(!!!) часа беседует со своими оппонентами. Представьте, что вы белорусский народ. У вас какой первый вопрос в голове возникнет - а о чем, собственно, шла речь? Об освобождении политзаключенных? О новых выборах? О западных санкциях? О факторе России? О взаимных гарантиях?

Понятно, что люди в тюрьме не вольны в своих поступках и, может (и скорее всего), их на эту встречу загнали угрозами, но Лука свою задачу выполнил. То есть у него и у оппозиции теперь появилась какая-то общая повестка. Конечно, в российской АП всю схему придумали. И схема эта фигуры на доске смешала.

Александр Морозов, философ, публицист

Лукашенко сделал сильный, нетривиальный ход. Беседа длилась четыре с половиной часа, это означает, что все пункты той сделки, которую он предлагает, были обсуждены. Независимо от того, кто и как потом друг друга обманет, сейчас смысл сделки такой: в обмен на освобождение участники встречи включаются в процесс подготовки конституционной реформы, демонтируют все штабы уличного протеста, призывают граждан присоединиться к политическому процессу вокруг реформы. Ясно, что Лукашенко обещает и новые выборы после реформы, ну и, наверное, даст возможность Бабарико зарегистрировать партию и т.д. Ситуация такова: отказаться участники встречи могут, однако это будет означать, что они рассчитывают на радикализацию протеста. А никакого ресурса радикализации нет. Лукашенко получит возможность играть во все стороны, на всех "флейтах": и в отношении Москвы (вы просили освободить Бабарико, я пошел на беспрецедентный шаг), и в отношении Брюсселя (вы хотели "круглый стол" с участием оппозиции, вот он, я его провел, но они отказались сами дальше), и в отношении большой части белорусского общества (если они откажутся, то надо вообще забыть про какой-то дальнейший "раскол элит", потому что "ну они сами выбрали радикальный сценарий"). При этом действительно в результате сделки у части сидящих сохранятся возможности публичной деятельности. Захотят не все... Но те, кто захотят, в результате сделки получат некоторый иммунитет. Освобождение - это в любом случае некоторая победа. А Евросоюзу придется поддержать "шаги по деэскалации".
Игорь Эйдман, социолог, публицист

А что? Все логично.
Переговоры между диктатором Лукашенко и его страной прошли там, куда он ее загнал, то есть в тюрьме.
Круглый стол между властью и белорусским обществом прошел на территории принимающей стороны, то есть в СИЗО. Думаю, лукашенковское конституционное собрание тоже логично будет провести в тюрьме. А потом там же разместить парламент, избранный по новой конституции. Тогда и выборы не надо будет фальсифицировать. Пусть в камерах заседают. Верхняя палата на верхних нарах, нижняя - на нижних.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3567607813302172&id=100001589654713

Разгадка вчерашних таинственных переговоров в СИЗО проста. Путин послал Лукашенко договариваться с кремлевскими людьми о сливе протеста и последующем "гражданском мире". Лука сам бы никогда не унизился до таких переговоров.
Вначале Путин работал против Луки. Кремлевские уши торчали из-за спины Бабарико и Цепкало. В результате Кремль добился ослабления, изоляции и унижения Лукашенко. А после выборов стал его спасать. Ведь целью Путина было не свержение, а полное приручение Луки и аншлюс Беларуси. В стиле бандитского Петербурга Кремль создал Лукашенко проблемы, а потом навязал себя в качестве крыши для их решения. За этим последует полное поглощение крышей зависимого от нее актива.
Теперь Путин помогает Луке подавить протест. Однако некоторые путиниские люди продолжают сидеть. Просто так их освобождать Лука, видимо, не хочет, да и Путину они уже не нужны. Однако их можно использовать для имитации какого-то переговорного процесса и окончательного слива протеста. Боюсь, ситуация будет развиваться именно в этом направлении.

11.10.2020


новость Новости по теме